Мастер или Ломастер?
- 23.08.2013
Технически грамотные люди знают, что купив высокоэффективный импортный котел, они заплатили дороже, чем за отечественный, но с лихвой окупят эти затраты уже через год, значительно экономя на оплате газа или другого топлива.
Однако не все знают, что экономичность и безопасность такого оборудования можно свести на нет, если неверно спроектирован дымоход. От того, насколько правильно сконструирован дымоход, напрямую зависит КПД котла, расход топлива, а в конечном итоге, эффективность, экономичность и безопасность работы всей системы отопления. Поэтому необходимо заранее решить, из какого материала будет изготовлен дымоход, точно рассчитать высоту и сечение трубы, определить ее местоположение и предусмотреть удобство обслуживания. Особое внимание следует уделить надежности теплоизоляции и гидроизоляции для предотвращения образования конденсата, т.к. большинство современных автоматизированных котельных, работают на переходных режимах (запуск-нагрев до заданной температуры – остановка – запуск при понижении температуры теплоносителя).
К сожалению, подавляющее большинство людей даже не представляют себе, сколь важна роль дымохода в конструкции дома и доверяют решение этого важного вопроса "шабашникам" и любителям "помастерить". Нельзя опустить и тот факт, что Россия занимает одно из лидирующих мест по количеству пожаров. Мало кто знает, что единственно правильная форма дымохода – цилиндр. Все самодельные дымоходы квадратных, прямоугольных и даже треугольных форм, не только получаются дороже даже импортного дымохода, но еще и создают массу проблем, а главное в состоянии снизить КПД самого лучшего агрегата на треть. Стоит напомнить про “плачущие” стены в местах прокладки дымоходов, про угарный газ в доме, про перерасход топлива. Дымоход не должен быть построен, так как удобнее каменщику или прорабу. Дымоход рассчитывается на основании мощности аппарата, температуры отходящих газов, типа горелки установленной на котле.
Стальные трубы имеют идеально гладкую поверхность, тогда как кирпичные дымоходы невозможно тщательно заделать изнутри, а неровности стен создают дополнительное сопротивление отходящим газам. Порог конденсатообразования в стальном дымоходе преодолевается за 1-2 минуты (в кирпичном – за 35-45 минут). Столь длительное воздействие конденсата на стены дымохода при каждом включении котла приводит к их постепенному разрушению и проникновению конденсата внутрь здания. Внутренние стенки кирпичного дымохода впитывают продукты сгорания, которые при взаимодействии с конденсатом образуют смесь серной и азотной кислоты. Эта агрессивная жидкость способна разрушить кирпичную кладку за полгода. В металлических трубах этого не происходит.
Теплоизоляция кирпичного дымохода – процесс длительный и трудоемкий, в то время как металлические трубы типа «сэндвич» предварительно утеплены и полностью готовы к монтажу. К сожалению, не принято считать все сопутствующие расходы, возникающие при строительстве дымохода, зато принято, не вникая в суть, утверждать, что стальные дымоходы очень дорогие. Большой набор соединительных элементов стальных дымоходов позволяет монтировать системы любой степени сложности, легко решать проблемы с отводом конденсата и сделать процесс чистки быстрым и эффективным.
Стальной дымоход можно смонтировать в давно построенном доме, в проекте которого ранее не была предусмотрена возможность отвода продуктов сгорания.
Все ранее сказанное, относится не только к котлам. Любой высокоэффективный агрегат, выбрасывающий в атмосферу продукты сгорания, требует грамотно спроектированного и правильно установленного дымохода.
При установке печей, бывает, что дымоход собирают из отдельных труб и колен, не обеспечивая герметичность стыков. Если, при этом, верхняя труба вставляется в нижнюю, то это только немного понижает эффективность дымохода, но конденсат остается внутри трубы. Если трубы собраны наоборот – будет беда, которая называется течь конденсата. Дело в том, что температура дымовых газов, выходящих из печи не превышает 150 градусов, и, примерно на высоте 4 метров образуется конденсат – пар, соединяясь с продуктами сгорания топлива СО, СО2, NO2 и S, образует едкую пахучую жидкость черного цвета. Проникая через негерметичный стык дымоходных труб, конденсат стекает уже по наружной поверхности трубы. Чем больше разница в температурах стенки трубы и дымовых газов, тем больше конденсата образуется. Поэтому дымоход современных высокоэффективных агрегатов должен быть не только термостойким, но и герметичным. Что бы избежать или уменьшить вред от образования конденсата, трубу обязательно утепляют термостойкими изоляторами – минеральной ватой или базальтовым волокном, а в конструкции дымохода предусматривают сборники конденсата. Материал труб должен быть кислотостойкий, поэтому лучше всего для дымохода подходит нержавеющая сталь.
И последнее: нельзя забывать про пожарную безопасность дымохода! Не выполнять правила безопасности - себе дороже, особенно если учесть статистику, что 10% бань в Удмуртии в сгорает от неправильного устройства дымохода. Обращайтесь к профессионалам, в Ижевске они есть!;)